А К Т У А Л Ь Н А Я Т Е М А
МОСКВА,
7 августа. /"ФК-Новости"/. Московский саммит Организации договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) в июне этого года стал поворотным
моментом в истории организации. На нем было подписано соглашение о
создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
На неформальной встрече лидеров стран-членов этой
организации в Киргизии на берегу Иссык-Куля в начале августа надо было
уже более конкретно обсудить развертывание подразделений на местах и
начало обкатки КСОР в форме военных учений. Москва спешила. Еще до
встречи в Чолпон-Ате лидеров Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии,
России, Таджикистана и Узбекистана в Алма-Ате штабисты решили, что
первые учения КСОР пройдут с 19 августа по 24 октября в России,
Белоруссии и на казахском полигоне Матыбулак. Однако не все получилось
так, как хотелось бы Кремлю.
Президент Белоруссии Лукашенко отказался
председательствовать в ОДКБ и вместе с узбекским коллегой Каримовым не
стал подписывать договор о создании КСОР. Правда, Генеральный секретарь
ОДКБ Николай Бордюжа объяснил сегодня журналистам, что "Белоруссия не
подписала соглашения о КСОР по чисто техническим проблемам и в
ближайшее время сделает это, а Узбекистан по четырем позициям пока не
готов участвовать в создании КСОР в полном объеме, хотя и не
препятствует и не возражает в отношении их создания".
Глава Киргизии Бакиев поставил свой автограф не на
соглашении о создании в своей стране второй российской военной базы, а
всего лишь на меморандуме о намерениях. По словам Бордюжи "решение о
размещении российской военной базы в Киргизии пока не принято. Россия в
ближайшее время проведет соответствующие консультации с руководством
Узбекистана и другими участниками ОДКБ и с учетом этого выработает
соглашение". При этом Бордюжа отметил важность открытия в Киргизии
учебно-тренировочного центра для подготовки подразделений, действующих
в горных условиях. По его словам, Россия может предоставить этот центр
для подготовки сил ОДКБ.
База должна функционировать, но не под российским
флагом, а под флагом КСОР. Не сомнений, что она станет частью
объединенной базы РФ, к которой будут относиться также авиабаза в
Канте, узел связи ВМФ РФ "Марево" в Чуйской области и испытательный
центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль. Чтобы не раздражать
соседний Узбекистан, она будет называться "тренировочный центр".
Главная задача "тренировочного центра" в Оше -
обеспечить круглогодичный канал поставки грузов и снаряжения для 201-й
российской базы в Таджикистане. В случае дестабилизации в узбекской и
таджикской областях Ферганской долины Россия не сможет обеспечить
надежность поставок и боеспособность 201-й базы в Таджикистане, а также
оптико-электронного узла системы контроля космического пространства
"Нурек".
Строительство новой базы обойдется не менее чем в 250
млн долларов. И конечно платить будет Россия, хотя безопасность в
Ферганской долине нужна в первую очередь Узбекистану, Таджикистану и
Киргизии. Дополнительные расходы возникают и в связи с требованием
президента Таджикистана Рахмона начать переговоры об арендной плате за
использование объектов крупнейшей в Средней Азии 201-й российской
военной базы, которая раньше фактически была нулевой.
И здесь возникает вопрос о рентабельности расходов на
коллективные силы. Конечно, угрозу исламского фундаментализма осознают
все лидеры региона, но ведь и Запад, и Китай готовы противостоять этой
угрозе. Средств у них больше, чем у России, и поэтому местные лидеры
успешно торгуются со всеми сразу. Кроме того, интересы этих стран
Центральной Азии часто не совпадают и даже приводят к конфликтам.
Поэтому их так трудно объединить и тем более трудно убедить в
необходимости создания некоего "анти-НАТО" под российским руководством.
Подписание Минском договора о КСОР фактически сорвало
бы европейский вектор внешней политики страны. В мае Евросоюз пригласил
Лукашенко на саммит программы "Восточное партнерство", но только
налаживающиеся контакты могут прерваться из-за вступления Белоруси в
КСОР. Кроме того, глава белорусского МИДа Сергей Мартынов заявил, что
"белорусское законодательство не предусматривает участие белорусских
солдат в военных действиях за рубежом".
Главный пункт возражений Узбекистана против КСОР -
запрет на участие этих подразделений в разрешении конфликтов между
государствами, входящими в ОДКБ.
Таджикистан требует, чтобы Россия в счет оплаты
пребывания на его территории военной базы построила ему ГЭС средней
мощности. Руководство Таджикистана хочет восстановить Рогунскую ГЭС
силами международного консорциума под эгидой Всемирного банка и
отказывает России в участии в этом проекте. При этом все страны региона
ожидают (и некоторые получают) финансовую помощь от России. Кроме того,
все члены ОДКБ закупают в России оружие не по мировым, а по российским
ценам. Их офицеры бесплатно обучаются в российских академиях.
По существу у России есть в регионе только одна
надежная опора - Казахстан. Да и тот, предоставив США аэропорт в
Алама-Ате для транзита в Афганистан, дал зеленый свет американскому
присутствию в стране.
Причин для такого положения вещей, когда Россия
платит за все и еще вынуждена уговаривать и уступать, две. Первая -
отсутствие реальной внешней угрозы для стран региона. Если операция
НАТО в Афганистане не даст результатов руководители этих стран станут
гораздо сговорчивее. Вторая - желание России строить отношения сразу с
группой государств, объединенных в ОДКБ, а не работать с каждым
отдельно на двусторонней основе.
В результате можно придти к такой же ситуации, как в
СНГ, где все решения блокируются принципом консенсуса, которого очень
трудно добиться при диаметрально противоположных интересах государств.
На двусторонней основе Россия может добиться гораздо большего, чем
участвуя на равных со всеми в бесконечных обсуждениях и спорах. Работая
со странами региона на двусторонней основе, России будет легче
отстаивать свои интересы, она сможет вновь стать уважаемым лидером и
арбитром, что на Востоке ценится весьма высоко.
Николай Хорунжий, специально для "ФК-Новости"
Источник:"ФК-Новости"
|